Японская молодежь не любит гламурный стандарт и предпочитает носить подержанную одежду
Николай Тебин, "НГ", 6 июня
Об авторе: Николай Петрович Тебин - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.
У
нас, россиян, да и не только у нас, клеймо "Сделано в Японии"
ассоциируется с высоким качеством. Поэтому трудно поверить, что Япония
стала крупнейшим в мире импортером старой одежды, несмотря на то что
сами японцы каждый год выбрасывают в мусорные баки по крайней мере 200
тыс. тонн еще приличной одежды. И девять десятых ее заканчивают свой
путь в мусоросжигательных печах.
С другой стороны, многое из
того, что в Японии направляется на переработку как вторсырье, часто
находит вторую жизнь в других странах. Подержанные японские автомобили
поставляются не только в Россию, но и в Новую Зеландию, Австралию и
даже далекую Великобританию, где нет проблем с правосторонним рулем.
Спросом за границей пользуется старая, но еще работоспособная
строительная и дорожная техника. Соответственно, импортирует Япония
подержанные изделия легкой промышленности, в частности бывшую в
употреблении одежду. Объемы ее продаж в год превышают 200 млн. долл. Но
эта оценка, как говорят знающие люди, сильно занижена: немало ввозят
частные лица небольшими партиями и не декларируют. За всем этим стоит
не экономика, а изменчивая мода, прежде всего молодежная.
В
Токио есть районы молодежных тусовок, где принято щеголять в обновках,
подобранных на лотках многочисленных магазинов и лавок секонд-хенд.
Только на улочках у железнодорожной станции Иоиоги их более полутора
сотен, и у них нет проблем со сбытом товаров. А вот магазины с дорогой,
но массового пошива одеждой прогорают. Дело в том, что в последние годы
японцы, особенно молодые, приобретая одежду, обувь или предметы
галантереи, боятся выглядеть "воспитанниками одного детдома". Японская
молодежь, встречая человека по одежке, ценит в ней оригинальность и
собственный стиль.
В Иоиоги собираются те, кто пытается найти
что-то свое, быть не как все. Походы по здешним лавкам вечерами и в
выходные дни стали важной частью быта студентов и молодых рабочих и
служащих. Небольшие группки друзей или просто знакомых переходят от
лавки к лавке в поисках чего-то своего, индивидуального, подходящего к
выбранному стилю. На 80% здесь портновские поделки со складов
американской Армии спасения, с распродаж на американских вещевых рынках.
Спрос
рождает предложение, и сейчас в стране более 2 тыс. специализирующихся
на одежде секонд-хенд магазинов. Недавно их владельцы объединились в
ассоциацию с целью стабилизировать ввоз в страну подержанных вещей.
Руководители ассоциации с оптимизмом говорят, что "в стране наступила
эпоха индивидуализации" и "каждый стремится проявить себя в одежде".
Все течет, все меняется, и важно улавливать тенденцию. Об этом говорит
история одной из компаний, реализующей одежду секонд-хенд.
В
первые послевоенные годы она была учреждена как пошивочная мастерская,
специализировавшаяся на деловых костюмах, и основными ее клиентами были
молодые клерки, которые в те годы были обязаны носить строгие деловые
костюмы как униформу. Дела компании шли успешно. Однако в начале 1960-х
годов для нее наступили трудные времена. Она начала нести убытки, не
выдерживая конкуренции с крупным универмагами, завалившими рынок
дешевыми костюмами массового производства. Компания сумела
переориентироваться на молодежную одежду, на джинсовые куртки и брюки.
Их поставляли из Гонконга или с серых рынков на Филиппинах.
Затем,
в 1980-х годах, наступила эпоха "экономики мыльного пузыря",
спекулятивного роста курса акций и цен на землю, а с ними и доходов
многих японцев. Это были годы высоких потребительских расходов, когда
покупатели гнались за гламурной модой и платили большие деньги только
за лейбл. За Японией закрепился образ страны, где население тратит
огромные суммы на модные товары. И в те же годы в молодежной среде
сформировалась альтернативная мода "на поношенность", на джинсовые
костюмы-"варенки", чем и воспользовалось руководство компании. Однако
"варенки" также весьма быстро начали производиться большими партиями.
Благодатные
годы быстро кончились. Когда в начале 1990-х экономический мыльный
пузырь лопнул, они сменились затяжной стагнацией, ударившей по доходам
большинства японцев, особенно молодых. И тогда мода на одежду
секонд-хенд захлестнула крупные города Японии. Но главная причина новой
тенденции все же не в этом. Японская молодежь просто устала "быть как
все".